Искусство в Греции
Искусство Греции

Искусство Греции

История греческого искусства началось в кикладской и минойской доисторических цивилизациях, которые  родили Западное классическое искусство еще в древнейший период.

Греческое искусство состоит, преимущественно, из пяти форм: архитектура, скульптура, живопись, керамика и ювелирные изделия.

Существуют три научные отличия древнегреческого искусства, которые, примерно, соответствуют с историческими периодами с теми же именами. Это архаический, классический и эллинистический. Архаический период, как правило, датируется от 1000 г. до н. Персидских войн в 480 г. до н.э. до 448 г. до н.э., как правило, принимаются в качестве разделительной линии между архаическим и классическим периодами, а до смерти Александра Великого в 323 году до н.э., считается разделение классического и эллинистического периода. Конечно, разные формы искусства разработаны с разной скоростью, в разных частях греческого мира, а также разнообразны до такой степени, от художника к художнику. Хотя и нет резкого перехода от одного художественного периода в другой.

Искусство Древней Греции осуществило огромное влияние на культуру многих стран с древних времен до настоящего времени, особенно в области скульптуры и архитектуры.

Самым ранним, довольно примитивным художественным стилем в искусстве Греции является геометрический (IX – VIII вв. до н. э.). Наиболее яркое выражение он получил в росписях ваз, опоясанных линейными геометрическими узорами, обычно подчиненными строгой симметрии. В это время зарождается древнейшая греческая монументальная скульптура – это были деревянные фигуры богов (ксоаны) в застывшей позе с обобщенными формами.

Храмы этого времени имели сырцовые стены на каменном цоколе с деревянными столбами и перекрытием. Такая техника в строительном деле была в ходу и в VII в. До н. э., сочитаясь с применением ярко раскрашенных терракотовых облицовок. Позднее храмы строились из известняка, а затем и мрамора.

Эллинское художественно творчество VII – VI вв. до н. э. (период архаики) разнообразнее, чем предшествующий период. Основное место в архитектуре занимает храм – важнейший для полисного времени тип общественного здания. Очень большие размеры дверей и громадные «ступени» ступенчатого основания, на котором стоял храм, как рассчитанный на рост сверхчеловеческого существа. Храмы, посвященные богам, возводились главным фасадом на восток, так как стоящая против входной двери храма статуя божества была обращена к восходу солнца. Храмы в честь обожествленных после смерти героев обращались на запад, в сторону царства мертвых.

Одним из древних типов архаического храма был так называемый «храм в антах». Это небольшое помещение, на фасадной стороне которого, между выступами боковых стен (антами), были помещены две колонны. Более развитым типом храма был простиль, его передний фасад имел четыре колонны.

Во второй половине VII в. До н. э. сложился распространенный тип храма – периптер. Это была прямоугольная в плане постройка, окруженная со всех сторон колоннадой. Периптер лег в основу храмового зодчества греков. С развитием плана греческого храма параллельно развивался его внешний облик, особенностью которого был ордер – одно из самых больших достижений эллинского зодчества. Ордер – это особая система соотношения несущих и несомых частей здания. Важнейшей его чертой является наличие колоннад, поддерживающих перекрытие. Греки создали два основных архитектурных ордера, древнейший – дорийский, чуть позже  — ионийский, еще позже – вариант ионийского – коринфский.

Наибольшей известностью среди греческих храмов, является храм Артемиды в Эфесе, который считается одним из семи чудес света.

Известняк и мрамор широко применялись в греческой скульптуре VII – VI вв. до н. э. Деревянные статуи нередко обшивались листами бронзы, что привело в дальнейшем к появлению бронзовых статуй. Они выковывались по частям из листового металла и соединялись скрепами. Позднее стала широко применяться и техника отливки бронзовых статуй, отдельные детали которых золотили и серебрили. В архаической монументальной скульптуре большую роль играли прямостоящие обнаженные статуи юношей и статуи закутанных в богатую одежду женских фигур.

Живопись, как и скульптура, играла большую роль в художественной жизни греков. Дошедшие до нас росписи терракотовых метоп их храма в Ферме, VII в. до н. э. представляют собой плоские силуэтные фигуры, исполненные в разнообразной палитре.

Значительного развития достигло производство расписных глиняных ваз. Сосуды украшались растительными орнаментами, фигурами животных и фантастическими существами.

В V в до н. э., в период наивысшего расцвета греческого рабовладельческого полиса, искусство достигло расцвета. Живопись этого времени (период классики) занимала особенно важное место в художественной жизни Греции. Она носила монументальный характер и создавалась вместе с архитектурными ансамблями. Полигнот первый, кто преодолел наследие архаического искусства: скованность и плоскостность изображений. Нарисованные им фигуры отличались совершенством передачи анатомии человека, одежда стала «эхом тела». Он стремился передать сложный мир душевных переживаний своих героев.

Ведущею роль в архитектуре данного века играл дорийский ордер, в котором была преодолена прежняя тяжеловесность форм. К первой половине века относятся дорийские периптеры, среди которых выделяются храмы в Посейдонии (Южная Италия) и Олимпии.

Подъем искусства V в. до н. э. тесно связан с именами великих мастеров – скульпторов Мирона, Поликлета и Фидия.

Мирон – первый скульптор, который поставил своей задачей запечатлеть момент перехода тела от одного движения к другому. Он работал в бронзе. Поликлет изображал атлетов-победителей и тоже работал в бронзе. Он прославился созданием классических образцов спокойно стоящих фигур, типичные образы юношей-воинов. Во второй половине V века, Афины были крупным центром художественной жизни, и, во главе скульпторов стоял Фидий. Говорят, что в это время, Афины были городом всеобщего почитания.

В конце V в. до н. э. в живописи появляется новая манера – светотень. Это явилось началом подлинной иллюзионистической живописи, на основе которой развилась живопись нового времени. Создателем нового направления был Аполлодор Афинский.

Уже в IV в. до н. э. намечается новое направление в греческом искусстве. В скульптуре начинается процесс отхода от героики предыдущего века, художники направляют свое внимание на раскрытие внутреннего душевного мира человека, Боги изображаются более обыденными, чем прежде. Существенно меняется общий характер греческой архитектуры, усиливается роль ионийского ордера, строительство храмов начинает отходить на второй план, развивается сооружение театров, палестр и других общественных зданий, появляются  сооружения, посвященные правителям. В отделке зданий большое внимание уделяется деталям. Также прослеживается период блестящего расцвета живописи. Нашли развитие такие жанры, как: карикатура, изображение природы, интерьера и освещения. Прекрасными образцами мозаик, являются полы одного из дворцов Пеллы – столицы Македонии.

В период эллинизма основные центры художественной жизни перемещаются из материковой Греции на острова Эгейского архипелага (Родос, Делос) и особенно в Малую Азию, Сирию и Египет. Александрия в Египте стала крупнейшим центром искусства эллинистического мира. Строгая и героическая простота сооружений уступила место более сложным светским постройкам. Происходит смешение ордеров. Эллинистический ордер отличается легкостью и меньшей монументальностью, чем ордер предшествующей архитектуры. В строительстве храмов наряду с периптером применяется более пышный диптер. О грандиозных масштабах роскоши эллинистической архитектуры дает представление храм Аполлона в Дидимах близ Милета. Это громадный ионийский диптер с колоннами, высота которых достигла 20 м. Многочисленные крытые галереи были обязательной принадлежностью городских площадей, иногда применяются двухъярусные колоннады. Широкое развитие получает монументальная скульптура, как элемент архитектурных сооружений. Ее иногда украшают цоколь, базы и капители колонн.

Некоторые произведения эллинистического искусства созданы под большим влиянием Скопаса, Лисиппа и Праксителя. Это прежде всего знаменитая статуя Ники, поставленная на Самофракии, в память победы, одержанной в 306 г.

Одним из элементов эллинистических архитектурных ансамблей были колоссальные статуи. На острове Родосе было сто таких статуй, в том числе бронзовая бога солнца Гелиоса высотою более 31 метра. Она считалась одним из семи чудес света.

Большой интерес к человеку способствовал популяризации портрета в искусстве данного периода. На площадях, в театрах и других общественных зданиях нередко стояли портреты выдающихся граждан и царей.

Широкое развитие получает так называемый живописный рельеф – изображение бытовых сцен на фоне пейзажа – и жанровая скульптура. Популярна в древности бронзовая группа такого рода, как «Мальчик с гусем», часто копируется и в наше время.

Полы богатых эллинистических зданий чаще, чем прежде, украшались мозаикой. Для мозаичных картин применяли кубики главным образом из естественных пород цветных камней различных оттенков.

В основных центрах пышно расцветает резьба на драгоценных камнях, изготовление художественной металлической утвари и терракотовых статуэток. В создании произведений мелкой пластики скульпторы следовали новым веяниям, исходившим от художников большого искусства. Художники проявляют большой интерес к изображению детей и стариков, что не было свойственно мастерам V – IV вв. до н. э. Греческие полисы внесли большой вклад в мировое искусство. Греки впервые применили ордер и создали замечательные архитектурные сооружения. В Греции появилась настоящая живопись, а скульптура достигла выдающегося мастерства.

Решительный поворот в искусстве Греции наступает на рубеже 18—19 вв. Подъем освободительной борьбы народа против турецкого ига открыл новые пути и определил новые задачи для греческого искусства.

Идейной основой нового искусства стали патриотические стремления народа; художественное творчество встало перед необходимостью выразить его национальное самосознание, найти свое место в освободительной борьбе, осмыслить современную жизнь и историю родной страны. Ради создания нового, светского искусства, способного непосредственно отразить реальную жизнь, необходимо было порвать с традициями средневековья.

Первая школа нового греческого искусства сложилась на Ионических островах. Передовые живописцы ионической школы еще в 17—18 вв. предпринимали попытки освоить опыт реалистического итальянского искусства. В начале 19 в. скульптор П. Просалендис (1784—1837 гг.) основывает на острове Корфу художественное училище. В первой половине 19 в. большое количество мастеров светской живописи. Портретная живопись заняла в творчестве художников ионической школы главное место. Художниками ионической школы было создано немало жанровых картин и пейзажей, предприняты первые опыты в области батальной живописи. Однако в дальнейшем, с возникновением нового художественного центра в Афинах, ионическая школа постепенно переродилась в провинциальное салонно-академическое течение.

С образованием в 1830 г. независимого от турок греческого государства, столицей которого стали Афины, наступил новый период в истории греческого искусства, продолжавшийся до 1910-х гг.

В художественной жизни Греции этого времени скрестились разнородные течения, отражающие социально-политические противоречия в жизни страны, в которой воцарились иноземные династии, поддержанные «великими» европейскими державами. Народное творчество, продолжавшее свои старые традиции, составляло мощный своего рода низший слой художественной культуры страны. Многочисленные иностранные мастера, прежде всего выходцы из Мюнхена, приглашенные в Грецию правящей баварской династией, насаждали приемы мюнхенского академизма. Эти художники (П. Гесс, Л. Тирш и другие) вели также педагогическую работу в созданной в 1836 г. в Афинах художественной школе.

От них афинские живописцы первого поколения воспринимают приемы скрупулезно-точного изображения реальных сцен. В этом духе пишет свои описательно-документальные батальные картины Ф. Вризакис (1814—1878 гг.), насыщая их национально-освободительным содержанием. Более молодое поколение выдвинуло крупнейших греческих живописцев 19 в.— Никифороса Литраса (1832—1904 гг.) и Николаоса Гизиса (1842—1901 гг.). Искусство этих мастеров открывало в жизни общества сцены быта, в народе — семью и отдельную личность, в истории — эпизод; понимание социальных сил истории, движения и борьбы народа осталось за пределами его возможностей.

Вторая половина 19 в. принесла с собой первый заметный подъем скульптуры. Не существовавшая в Греции в византийский период круглая пластика начала возрождаться в ионической школе. Во второй половине 19 в. выдвигается ряд скульпторов, в том числе Лазарос Сохос (1862—1911 гг), долго живший во Франции. Он является автором конного памятника Т. Колокотронису в Афинах (1905 г.).

В 1830-х гг. в Афинах были начаты градостроительные работы, стали возводиться новые административные здания и жилые дома. План города был разработан в 1832 г. первым греческим зодчим нового времени Стаманиосом Клеантисом (1802—1862 гг.), прошедшим школу в Берлине, и немецкими архитекторами Э. Шаубертом и Л. Кленце. Город стал расти на пространстве между холмами Акрополя и Ликавита. Здесь были сооружены крупные общественные здания: королевский дворец (ныне парламент; 1834—1838), Национальная библиотека (1832 г.) и университет (1837 г.), Академия наук (1859 г.).

В 19 в. строительство велось главным образом в Афинах. В других городах, вплоть до рубежа 19—20 вв., когда в связи с развитием экономики стали расти портовые центры, оно шло замедленным темпом. Распланированные заново в 1834 г. Спарта и в 1858 г. Коринф оставались полу деревнями. Поколение художников второй половины 19 в. превратило Афины в подлинный центр художественной жизни страны. Их искусство было господствующим вплоть до рубежа 10—20-х гг., когда в истории художественной культуры Греции произошел новый перелом. Искусство Греции развивается после первой мировой войны в условиях обострения борьбы реакционных националистических сил против формирующейся национальной демократической культуры. Стремясь отразить национальные, общественные идеи, создать искусство больших образов, греческие художники начинают возрождать наследие великих эпох античности и средневековья. Художники решительно порывают с Мюнхеном. Образцом и школой для них становится Париж, откуда воспринимается влияние импрессионизма, путь которому в Грецию ранее преграждал авторитет «поколения учителей», и весь ассортимент постимпрессионистических мотивов.

В годы между первой и второй мировыми войнами строительство велось почти исключительно в портовых городах. Интенсивно застраиваются Афины, где осела большая часть греческих беженцев из Турции и где к 1923 г. назрел жесточайший жилищный кризис. В городе стихийно возникли новые жилые районы и примерно около 1925 г. начали сооружаться многоквартирные жилые дома общеевропейского типа, до тех пор неизвестные в Греции. Около 1925 г. греческие зодчие начинают использовать железобетон, применяя его обычно при сооружении промышленных и общественных зданий. Кроме Афин и связанного с ними Пирея значительные работы были проведены в Салониках. В 20-х гг. по плану К. Кицикиса и французского архитектора Э. Эбрара производится реконструкция города.

В изобразительном искусстве в период между двумя мировыми войнами довольно отчетливо определяется несколько направлений. Одно из них представлено художниками, придерживающимися традиций реализма и открыто враждебно относящимися к разрушительным модернистским веяниям. К этому течению принадлежит Андреас Георгиадис (Крис) (1892 г.). Для многих его работ прототипом служат композиции Эль Греко. В картинах Э. Томопулоса (1878 г.) прославляется вечная, не поддающаяся воздействию времени и общественных потрясений красота лесистых гор, освещенных солнцем снежных скал, на фоне которых рисуются одетые в красочные одежды фигуры пастухов.

Ноты созерцательной лирики свойственны и новой пейзажной школе, сложившейся в 20-е гг. Они прослеживаются в творчестве К. Малеаса (1879—1928 гг.), создателя эмоционального пейзажа. Мечтательная задумчивость характерна и для произведений других живописцев, большинство которых избрало как основную тему лирический пейзаж греческих островов. Наряду с этим направлением развиваются течения, обращающиеся к античности, к византийскому средневековью и к парижским образцам. Наиболее значительным и содержательным мастером, связанным с этими течениями, следует считать Константиноса Партениса (1878-1879 гг.). Партенис создает тончайшие реалистические пейзажи, с большим мастерством передавая неповторимый аромат родной природы. В отчетливом виде античные и средневековые мотивы отобразили в 20—30-х гг. другие художники. Характерным в это время стало влечение к мечтательно-идиллической неоклассике. Таково творчество Д. Галаниса (1879 г.) и Г. Гунаропулоса (1890 г.), лучшей работой которого является роспись зала Афинской ратуши на темы из истории античных Афин (1937—1939 гг.).

Наиболее крупным и последовательным приверженцем византийских и поздне-средневековых образцов является Ф. Кондоглу (1895 г.). Ему принадлежат роспись в одном из залов Афинской ратуши (1939 г.) на темы истории Греции. Нашествие итальянских, а затем немецких фашистов в годы второй мировой войны разрушило старую художественную жизнь.

Сложение и развитие демократического реалистического направления в греческом искусстве середины 20 в. неразрывно связано с историей освободительной борьбы народа. Его основы закладывались творчеством художников-партизан. Это было искусство, обладавшее ясной социальной и политической целеустремленностью, проникнутое горячей любовью к родному народу, умеющее высоко ценить значительность жизни, быта и борьбы народа, образы простого человека. Эти работы принадлежат таким величайшим людям, как  Д. Мегалидис (1908 г.), Валиас Семерцидис (1911 г.) и др.

Жизнь народа, его борьба и страдания составили содержание наиболее значительных произведений скульптора Христоса Капралоса (1909 г.). В 1946 г. скульптор создает многофигурный рельеф «Оккупация и освобождение Греции», изображая в фризообразной композиции крестьян, солдат, беженцев, инвалидов войны.

К крупнейшим современным греческим графикам принадлежит Алевизос Тассос (1914 г.), автор цветных и тоновых гравюр на дереве, запечатлевающих крестьян и рыбаков. Его гравюры 50-х гг., преимущественно цветные. В 1960—1965 гг. Тассос создает большие черно-белые гравюры. Одновременно с развившимся в годы войны и в послевоенное время направлением, проникнутым остротой социальных суждений о жизни, в искусстве Греции продолжают существовать и направления, возникшие в период между первой и второй мировыми войнами.

Работают мастера-реалисты старшего поколения Георгиадис и Томопулос. Развивается течение, исходящее из средневековья, и течение, ориентирующееся на античные образцы. Яркий представитель последнего гравер Я. Кефаллинос (1894—1957 гг.) создал целую школу молодых графиков, тонко передающих в своих работах поэтическое обаяние древнегреческой классики.

В архитектуре Греции после второй мировой войны наблюдается заметное оживление. Строителям и архитекторам пришлось осуществить значительные восстановительные работы в стране, где во время военных действий было разрушено свыше 400 тысяч домов. Вместе с тем рост города идет стихийно. Узкие старые улицы, уже не отвечающие потребностям городской жизни, застраиваются новыми многоэтажными домами без каких-либо попыток реконструировать устаревшую сеть площадей и улиц. В числе немногих работ, направленных на разрешение транспортных трудностей, можно назвать создание подземных переходов и станции метрополитена на площади Омониас (1957—1958 гг.). После второй мировой войны ведется также реставрация и реконструкция памятников античной и византийской архитектуры.

 

Острова Греции Наксос — остров с сильным греческим характером
Искусство в Греции

Наксос – самый большой и экономически важный остров Киклады, обладает явным греческим характером. Уже издали портира Наксоса приветствует своих посетителей. Огромные, одиноко стоящие мраморные ворота должны были служить входом в гигантский, но незаконченный храм Аполлона. Нам они показывают дорогу в столицу Наксоса. В античности она ...

Документы и правила

Таможенные правила для пассажиров, прибывающих в Грецию из-за пределов Европейского Союза Импортированный товар в багаже ​​пассажира, приобретенный для личного пользования (кроме алкоголя, табачных изделий и топлива) освобожден от обложения пошлиной, налогом с оборота и акцизом, если общая стоимость его на одного человека не превышает ...

Законы и правовая система Греции

Греческая правовая система принадлежит к системам традиционного гражданского права, которая распространена в странах континентальной Европы. И превратилась в такую из римского права и немецкого гражданского кодекса. Из вариантов гражданского права немецкий закон дал наибольшую основу для создания греческой правовой ...

Заявление о дискламации

Любое лицо может использовать или воспроизводить любую информацию, содержащуюся на данном веб-сайте, при соблюдении любых специальных условий, которые могут относиться к этой информации, и при условии, что при использовании такой информации признается факт, что ее источником является этот сайт. Администрация предпринимает все ...

Искусство в Греции
Искусство в Греции

История греческого искусства началось в кикладской и минойской доисторических цивилизациях, которые  родили Западное классическое искусство еще в древнейший период. Греческое искусство состоит, преимущественно, из пяти форм: архитектура, скульптура, живопись, керамика и ювелирные изделия. Существуют три научные отличия ...